Главная Новости

Какой вид транспорта лидирует в мировом грузообороте в 2025 году: морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки

Мировой рынок грузоперевозок: кто сейчас впереди?

Начнем с того, что никакой вид транспорта не равен другому. У каждого свои сильные и слабые стороны, но когда речь заходит о грузообороте 2025, тут даже у скептика глаза идут на лоб. Морские перевозки по-прежнему не просто лидируют — они непревзойденны в масштабах и объемах. В 2024 году, например, через порты мира прошло почти 12 миллиардов тонн различных грузов, что эквивалентно 80% всей глобальной торговли. Представьте себе: каждый контейнер, который вы видите на фотографиях с дронов над Гонконгом или Роттердамом, — часть этого гигантского водоворота логистики.

Морские транспортные маршруты работают как кровеносная система глобальной экономики. Суэцкий и Панамский каналы — её главные артерии. Малейшая задержка или инцидент, вроде блокировки Суэца в 2021 году, тут же откликается миллионами долларов убытков и сдвигами цен по всему миру. Но даже несмотря на риски, морские перевозки остаются самыми дешевыми для межконтинентальных поставок. За последние годы средняя стоимость перевозки одного контейнера немного колебалась, но в 2025 году она наконец стабилизировалась на отметке около 1800 долларов за 40-футовый контейнер между Китаем и Европой. Для массовых товаров, сырья, автомобилей и электроники альтернативы морю по цене и объемам просто нет.

Кто после морских? Железнодорожные перевозки — главный претендент. В последние пять лет они прибавили почти 40% по погрузке между Китаем и Европой. Трассы типа Китай – Москва – Европе — это тот случай, когда «шелковый путь» действительно заработал на всю катушку. Контейнерные поезда проходят больше 10 тысяч километров за 18-22 дня, что почти втрое быстрее морского транспорта. К примеру, в 2024 году оборот грузовых железнодорожных потоков по евразийскому коридору достиг почти 2 миллиона TEU (эквивалент 20-футовых контейнеров). Но есть важная особенность: по сравнению с морем, железная дорога — это примерно 5-8% мирового грузооборота. Зато железо стало хитом для скоропортящихся товаров, электроники, а также промышленного оборудования.

Не будем забывать и про автомобильные перевозки. Для международной логистики на больших расстояниях машины выигрывают гибкостью маршрутов — они могут доставить «от двери до двери». Это важно для Европы, США, Средней Азии, где нити цепочек поставок тянутся между заводами, складами и магазинами. Даже несмотря на более высокую стоимость и постоянные риски пробок, нехватки водителей или роста цен на топливо, по данным 2025 года почти 55% всего мирового сухопутного товарооборота обеспечивают именно грузовики.

А вот авиация остается на последних позициях по объему — лишь 1-2% мирового грузооборота в тоннах. Но не спешите списывать ее со счетов. К примеру, по стоимости грузов, перевозимых авиатранспортом, этот сегмент уверенно держит до 40% всех международных поставок по цене. Экспресс-доставка, фармацевтика, электроника, сезонные товары, а также критические запчасти — всё это летит самолетом. В 2025 году мировая авиационная логистика постепенно стабилизировалась после бурных лет COVID-19, но дефицит грузовых авианаправлений всё ещё ощущается, цены на фрахт не вернулись к уровням десятилетней давности.

Всё чаще клиенты выбирают комбинированные (мультимодальные) схемы, где сочетаются сразу несколько видов: скажем, морской путь до порта, дальше железная дорога или машина — до склада. Благодаря цифровым платформам и трекерам, маршруты построить проще, цены стали более прозрачными, риски — частично управляемыми. Если посмотреть, какой вид транспорта лидирует в 2025, то очевидно: всё упирается в пару конкретных сценариев логистики, где доминирует морской флот, но бум мультимодальных решений делает гонку всё интереснее.

Тенденции 2025: на что ещё стоит обратить внимание?

Тенденции 2025: на что ещё стоит обратить внимание?

Есть ощущение, что ритм рынка ускорился. Пандемия драматически встряхнула всю глобальную цепочку поставок: теперь вопрос не только в объеме, но и в скорости реакции. Старые методы прогнозирования сбоев — уже не работают. По данным Международной морской организации, за последние два года доля контейнерных перевозок с отслеживанием в реальном времени выросла с 23% до 65%. Заказчик хочет видеть свою посылку как пиццу из доставки: где едет, когда приедет и что случится по пути.

Самые шустрые логистические компании уже вложились в цифру. Склады переходят на автоматизацию, грузовики — на GPS-контроль, морской флот массово оснащается датчиками мониторинга. В 2024 году лишь 2 из 10 контейнеров были «слепыми», всё остальное отслеживалось в реальном времени. У железнодорожников не хуже — на маршрутах Китай-Москва-Европа в 2025 только 8% поездов идут без централизованного мониторинга. Автомобильные перевозчики массово внедряют «цифровые двойники» для оптимизации маршрутов. Разумеется, и у авиаперевозок свои цифровые инновации: тут уже даже есть тестовые проекты по доставке грузов на дронах на финальных участках маршрута.

Серьёзную роль стали играть экологические требования. IMO в 2023 ужесточила экологические стандарты для морских судов: теперь даже грязный мазут уходит в прошлое, суда перестраивают под СПГ и гибридные двигатели. Железные дороги — главный друг экологии на земле, ведь они выбрасывают СО2 в 5-10 раз меньше, чем автотранспорт. Европа даже ставит задачу к середине 2030-х перевести основную массу своих грузопотоков с авто на шумные, но «зеленые» поезда.

В автомобильной логистике больше всего сюрпризов: острая нехватка водителей ударила по рынку даже сильнее, чем рост цен на топливо. Этот кризис затронул и Россию, и Европу, и США. В 2025 году, чтобы удержать работников, в Германии и Франции повышены зарплаты, а в США компаний вынуждены массово тестировать автономные грузовики — Tesla, Daimler и Volvo не дремлют.

Таблица ниже иллюстрирует долю рынка каждого вида транспорта в мировом грузообороте в 2025 году:

Вид транспортаДоля мирового грузооборота (тонн)Доля рынка по стоимости
Морской77%23%
Железнодорожный7%9%
Автомобильный14%28%
Авиационный2%40%

Феи финансов отделов закупки давно поняли одно: выигрывает тот, кто не боится экспериментировать и выбирает схему по типу груза и целевым срокам. Даже моя супруга, Анна Смирнова, когда заказывает редкие компоненты для своих хендмейд-проектов, предпочитает сперва отправить экспресс-авиа, а всё остальное — морем или поездом с коллингом по доставке к двери.

Практические советы бизнесу: как выбрать оптимальный вид транспорта в 2025 году

Практические советы бизнесу: как выбрать оптимальный вид транспорта в 2025 году

Первый совет — не гнаться за массовыми решениями. Транспорт подбирается не только по объему и цене, но и по срокам, частоте доставки, специфике груза и логистическим маршрутам. Стандартная ошибка — полагаться только на морской транспорт ради снижения расходов. Иногда два-три дня разницы могут стоить потери клиента или дорогой неустойки, если это срочный проект или экспресс-закупка.

Если ставите ставку на железнодорожные перевозки, знаете, что тут главный плюс — постоянство и предсказуемость. Поезда редко задерживаются, особенно по главным маршрутам Китай-Европа или по внутрироссийским магистралям — транзитные окна четко рассчитаны. Да, цена выше, чем у морских контейнеров, но скорость доставки почти втрое выше. Удобно для срочных товаров, электроники, оборудования, сырья для заводов.

Тот, кто работает с регулярной поставкой мелких партий — не забывайте про мультимодальные схемы. Как показывает практика 2025 года, «смешанные» маршруты экономят до 20% бюджета и сокращают сбои в цепочке поставок, особенно для страны назначения с неразвитой портовой инфраструктурой. Используйте цифровые платформы для мониторинга: сейчас большинство сервисов обещают отслеживание в реальном времени и автоматизированный документооборот.

Если ценность товара высока, как у электроники, аксессуаров, модных вещей или уникальных машинных деталей, разумнее вложиться в обьединенную схему — авиаперевозка до крупного хаба и дальше — наземным транспортом. Для фармы, медицинских образцов или срочных образцов — однозначно воздушный транспорт; стоимость ошибки здесь куда выше, чем разница в фрахте.

Для крупных производственных и торговых компаний отличное решение — перестать зацикливаться на одном операторе: тестируйте новых игроков, ищите собственные маршруты, подписывайтесь на прямые контракты с морскими линиями, участвуйте в тендерах. Кстати, цифровизация документов в 2025 позволила в разы ускорить таможенное оформление и упростить процедуры взаимодействия между перевозчиком и грузополучателем. Уже не нужно держать три печати на каждой бумаге — достаточно QR-кода или электронного ключа.

Если у вас малотоннажные грузы — не обходите стороной сервисы, которые работают на стыке всех видов транспортировки. Здесь можно подобрать оптимальное решение не с точки зрения объема, а по принципу «дешево, быстро, с гарантией контроля». Специально под такие задачи сейчас на рынке работают целые платформы, где можно видеть рейтинги перевозчиков, цены по дням недели, страховки и отзывы пользователей.

Хит последних лет — совмещение складов ответственного хранения в трансграничных зонах с цифровыми сервисами. К примеру, товары можно оперативно перемещать между платформами, не теряя времени на переоформление и пересортировку. Это популярно среди продавцов на маркетплейсах и компаний, работающих по схеме just-in-time.

  • Проверьте, какие ограничения по страховке и юридическим вопросам есть у каждого вида транспорта. В 2025 году всё чаще случаются задержки не из-за логистики, а из-за бумажной волокиты и неточностей в инвойсах.
  • Мониторьте новые регионы: routes через Узбекистан или Казахстан вышли на новые мощности, Россия активно развивает мульти-modalnoe плечо между Балтикой и Черным морем.
  • Следите за сезонностью: в начале года и в период китайского Нового года ставки на морских линиях прыгают, у автомобилей — летом и осенью, у авиации — перед праздниками и распродажами.
  • Никогда не экономьте на отслеживании — цифровые сервисы сейчас стоят дешево, но экономят недели и миллионы рублей.

Бизнес, который просчитывает все пять ходов вперед, всегда выигрывает в долгую. Специалисты прогнозируют, что через пару лет комбинация морских и железнодорожных маршрутов еще долго будет оставаться безальтернативной по объему и цене. А спецтовары, скоропортящиеся продукты и уникальные детали будут летать самолетами. Всё остальное — за мультимодальными гибкими цепочками, где каждый перевалочный пункт уже стал цифровым и управляемым. Кто умеет управлять этим зоопарком — тот и будет на коне в новой мировой логистике.

Похожие записи

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован